Rock Forum Vilnius'88. 1988. Вільнюс, Литва

400 грн.

500 грн.

Задовільний
Буклет
1988
USSR
шт.

 

«Московский Комсомолец» 10.06.1988 (рок-форум «Вильнюс-88»)

Рок-форум в Вильнюсе

ПЕРВУЮ вразумительную информацию о рок-форуме «Вильнюс-88» удалось получить сразу по прибытии в литовскую столицу. Раскрыв купленную на вокзале республиканскую «Комсомолку», с радостью обнаружил перепечатанную из нашей газеты (правда, увы, без ссылок на первоисточник) информацию о готовящихся гастролях группы ЙА-ЙА и с любопытством прочитал помещенный рядом анонс начинавшегося вечером фестиваля. Внимание привлек весьма симпатичный пассаж:
— Тем, кто все еще скандирует во Дворце спорта: «Металл!», повторяем: «металла» на фестивале не будет, ибо организаторы считают, что это отдельный жанр.

Вспомнив, что прошлогодняя «Литуаника» представила довольно разнообразные и разнокачественные образцы отечественного «металла», а драматургия концертов довольно органично вписывала металлические группы в общую пеструю музыкальную палитру, я несколько удивился такой постановке вопроса. Впрочем, оргкомитет волен определять программу по своему усмотрению.

Честно говоря, большее любопытство вызывало другое — смена вывески. Месяц май в Вильнюсе традиционно ассоциировался в «Звуковой дорожке» с днями молодежи «Литуаника» и фестивалем рок-музыки, который проводился с 1985 года. С 1986 года «Московский комсомолец» единственная московская газета, которая регулярно рецензировала «Литуанику». Фестиваль постепенно становился авторитетным, определялся в традициях, имел перспективы. И в нынешнем мае корреспондент «МК» добросовестно отправился на «Литуанику-88».

Мило оформленная брошюрка-проспект рок-форума «Вильнюс-88», бесплатно розданная всем приехавшим журналистам, извещала:
— Вильнюсский клуб молодежной музыки не случайно основан в 1986 году. В этом году в Литве была легализована советская рок-музыка (тому пример — «Литуаника-86»). По предложению Вильнюсского комсомола собралась группа еще не состарившихся рок-музыкантов... Музыкальные интересы «отцов-основателей» и других членов клуба не ограничиваются только роком, но именно рок, столько лет дискриминированный у нас, требует теперь особого внимания...

Действительно, сравнивая прошлый и позапрошлый визит в Вильнюс, следует сказать, что за каких-нибудь полтора-два года в Литве произошел настоящий бум, взрыв рок-культуры. И именно ее национальных представителей было интересно наблюдать на прошлых «Литуаниках». Апофеозом бума стал прошедший в прошлом году «Марш рока по Литве» — цикл из шести концертов на открытых площадках крупнейших литовских городов, в которых участвовали ведущие силы литовского рока во главе с уже легендарным составом АНТИС, а также, как было дотошно подсчитано, около 60 тысяч зрителей. Для небольшой республики масштабы грандиозные. Столь активное развитие рок-движения, утверждение его различных форм (Вильнюсский клуб молодежной музыки, Каунасский рок-клуб и др.) привели к настоящему соперничеству, если не сказать — конкуренции. В результате одна группа «отцов-основателей» перехватила инициативу у другой, и «Литуаника» уступила место рок-форуму «Вильнюс-88», Впрочем, «Литуаника» не погибла — ее обещали провести ближе к осени. У журналистов же появилась возможность сопоставить два варианта рок-фестивалей, что представляется мне очень здоровой и нужной тенденцией, ибо чём больше возможностей для выбора, тем он свободнее и объективнее.

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, что на этом фестивале, наконец, не было пресловутого жюри. Вопрос был очень бог лезненный и горячо дебатировался прошлой весной. Кто-то называл идею жюри на рок-фестивале «бюрократическим рецидивом застойного мышления», кто-то приводил контрдоводы, но все тогда дружно посмеялись, когда один острослов предложил представить возможность появления подобного «жюри» из представителей вышестоящих органов культуры, например на Вудстокском фестивале.

«Фестиваль — не конкурс, а праздник музыки» — такова была позиция нынешних организаторов рок-форума. Она мне импонирует, ибо каждому участнику и зрителю предоставляет демократическое право самому для себя решать, что лучше, а что хуже, и исключает любые нематериалистические претензии на абсолютную истину.

Нынешнему рок-форуму впервые в истории рок-фестивалей в СССР удалось фактически приобрести статус международного фестиваля. На концерты приехали группы из Финляндии (ДЖИМИ ТЕНОР И ЕГО ШАМАНЫ). Венгрии (КАМПЕС ДОЛОРЕС), ФРГ (ЮЛО) и две по-настоящему отличные группы V00 V00 из Польши и ПОП УИЛЛ ИТ ИТСЕЛФ из Великобритании. Участие двух последних групп стало событием для рок-форума не только потому, что они очень популярные коллективы, а музыканты из Британии, играя новомодный стиль гребо, возглавляют хит-парады в категории «независимых».

ДЕЛО, КАК МНЕ кажется, несколько в ином. Те же англичане, какими бы бунтарями ни были, они прежде всего думают о профессионализме, всегда памятуя о том, что рок ко всему прочему еще и музыка. А она ласкала слух вкусом, отточенностью фраз, продуманностью ходов, всем тем, что является «ахиллесовой пятой» нашего сверхсоциального рока, вполне справедливо озабоченного колбасно-демократическим дефицитом в стране, но, увы, часто забывающим, что сия озабоченность должна быть и категорией искусства.

С такой «забывчивостью» нам никогда не достигнуть мирового уровня, о чем столько мечтаний и разговоров в последнее время. И, как мне кажется, надо осознать, пока не поздно, что большой интерес к советскому року за границей связан не с его беспримерными художественными достижениями, а лишь с новизной ощущений на волне перестройки и гласности. Новизна скоро пройдет, и что тогда?

Мне показалось, что некоторые из участвовавших на фестивале групп думают приблизительно в таком же направлении. Имею в виду, прежде всего, ЗВУКИ MY, ТЕЛЕВИЗОР, АЛИСУ, АНТИС. Фурор произвели киевские ВОПЛИ ВОДОПЛЯСОВА. Во всяком случае, надо иметь заметный талант, чтобы специфическими средствами рока передать почти со стопроцентной точностью всю сущность жизни современной украинской деревни. И сделать это, при всей трагичности темы, с жизнеутверждающим юмором и иронией.

Свердловскую рок-школу представлял на сей раз ЧАЙ-Ф (в прошлом году НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС), из Новосибирска приехал КАЛИНОВ МОСТ, из Харькова ГРУППА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ. Из Москвы вместе со ЗВУКАМИ MY пожаловали ВА-БАНК, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ и ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ. Каждая из названных групп, безусловно, занимает свое место в нашей рок-музыке и заслуживает уважения за четкость позиции в творчестве. Но, возвращаясь к главной теме сегодняшнего разговора, нельзя не заметить, что каждая из них страдает и теми глобальными недостатками, которые делают пока советский рок явлением локального порядка.

ОРГАНИЗАТОРЫ рок-форума решили обойтись в этом году практически без представителей литовской рок-музыки (за исключением АНТИС и маловыразительной МИГЛЫ). Для журналистов, не работающих в Литве, это обстоятельство было не из лучших, ибо очень хотелось узнать, что же произошло за год с литовским роком. С другой стороны, наблюдая за залом, я заметил, что пришедшую публику в целом мало интересовали жизненные проблемы Приуралья или Запорожья.

Что касается литовского рока, то накануне рок-форума состоялся национальный фестиваль в Каунасе (о нем подробно написала недавно газета «Советская культура»), а в июне-июле пройдет очередной «Рок-марш по Литве». Так что шанс поговорить на эту тему еще остается.

Артур ГАСПАРЯН.
Вильнюс — Москва.

 

 

Комментарі