Время колокольчиков, концерт памяти Башлачева. 1988.11.20. Москва

150 грн.

185 грн.

Хороший
Буклет
1988
USSR
шт.

 

Из отчета о концерте памяти Башлачёва:

Идея концерта возникла у тех, кто знал Сашу, еще весной 1988 г. Тогда же стихийно сформировавшийся оргкомитет определил основные цели, к которым нужно стремиться при проведении концерта: во-первых, привлечь внимание официальных инстанций и прессы к тому, что рядом с ними жил и творил неизвестный им, но тем не менее один из крупнейших современных русских поэтов; во-вторых, собрать вместе рок-музыкантов, близких по духу к тому, что делал Саша, и дать им возможность выступить перед многотысячной аудиторией; наконец, в третьих, формальная задача мероприятия — собрать деньги на выпуск «собрания сочинений Башлачёва».

...Продравшись сквозь тройной кордон милиции, мы попадаем наконец в громадный зал «Лужников».

Концерт открывает Илья Смирнов, один из ведущих рок-критиков Союза, после чего начинается пятичасовой рок-нон-стоп, парад героев вчерашнего андеграунда, вышедших сегодня на крупнейшие концертные площадки страны, на кино- и телеэкраны, на страницы прессы, взятых в оборот музыкально-развлекательной индустрией страны.

Новосибирский КАЛИНОВ МОСТ раскачал публику с первых аккордов. Босоногий добрый молодец солист Дмитрий Ревякин под распевный аккомпанемент звонким голосом выводил нечто такое, что заставляло вспомнить и тяжелые блюзы DOORS, и ансамбль Покровского, и рассуждения о том, что имеющий темное африканское прошлое рок якобы никогда не сможет прижиться на русской почве. Последняя из сыгранных группой композиций прозвучала настоящим реквиемом, хотя и безадресным. Это создало серьезное настроение, необходимое для полноценного восприятия следующего участника программы — рок-барда из Ленинграда Юрия Наумова. Он исполнил две акустические композиции: «Рожден, Чтоб Играть» и «Я Пришел Дать Вам Воздух». Вторая — притча о появлении на охраняемом солдатами курорте... Христа, желавшего дать людям небо, свободу, научить их дышать полной грудью... Техника игры была великолепна, в текстах чувствовалась поистине кровавая работа, но мешало нехорошее чувство излишней красивости. Причудливо сплетавшиеся аллитерации и гитарные пассажи иногда начисто закрывали суть, и тогда особенно отчетливым становился некий комплекс мессианского мученичества, увы, характерный для некоторых наших рок-музыкантов. Может быть, это — одно из следствий прошлых невеселых лет клеветы и травли, когда казалось, что единственно живое — это рокерский круг. Честь и хвала выстоявшим, но все-таки они ошибаются, когда начинают считать, что обладают правом давать уроки жизни.

После того, что делал Ю. Наумов, выступление свердловского ЧАЙФА показалось действительно глотком свежего воздуха. Владимир Шахрин вывел на сцену «ансамбль гитаристов с Урала». Гитаристы, да и сам Шахрин оказались ребятами веселыми, в себе уверенными, и уже через несколько минут старые и новоприобретенные поклонники ЧАЙФА распевали вместе с группой: «Возвращаемся с работы, мы — ребята от сохи. А вокруг читают „Дао" — что творится, мужики! А мы вдыхаем вольный ветер, наши души так легки! И пока мы не в Шанхае, нам все это не с руки...».

Ленинградский ТЕЛЕВИЗОР показал подборку из новых вещей и песен из второго альбома «Отечество Иллюзий» — «Кто Может Отнять Мои Сны», «Дети Уходят» и. конечно, хит № 1 «Твой Папа — Фашист». Номера из «третьей программы» показались музыкально более изощренными (особенно это касалось клавиш и вокала). Тексты — в традиционно телевизоровской обличительной манере, особенно новый хит «Нам Нужно Спешить», представляющий реалии «нашего сурового однопартийного рая» — постоянно удлиняющийся мрачный список, перебиваемый рефреном: «Спи спокойно, товарищ Сталин. Зверь еще жив... Нам нужно спешить!»

Сергей Рыженко (ФУТБОЛ, МАШИНА ВРЕМЕНИ) в сопровождении инструментального состава ЗООПАРКА еще раз напомнил, что годы прессинга не прошли бесследно: «И за годы глухой изоляции стал так узок наш круг, что ты с ужасом видишь, что остался один. Мы — инвалиды рока...» Публика отнеслась к таким воспоминаниям сочувственно, но все же вскоре все затребовали на сцену Майка, который, появившись, спел им за это едкую песенку «Блюз Де Моску», нелестно отозвавшись в ней о нравах столицы. И старый зоопарковский хит «Гопники», увы, не устарел — совершенно однозначно он связался с недавними событиями в Казани.

И вот — АЛИСА! Зал буквально взорвался: «Костя! Кос-тя!» Но Костя, скромно приняв первую порцию обожания, объявил, что перед АЛИСОЙ выступит «еще один, тоже клевый парень». Парнем этим оказался незапланированный Андрей Макаревич, исполнивший всего одну песню — «Об Издержках Преодоления Эпохи Застоя В Советском Искусстве, Или Песня Без Названия» — в назидание всем «прозревшим по разрешению»: «То Армению, то Эстонию лихорадит уже в открытую, а мы все смеемся над Ленею, потешаемся над Никитою...» Публика, позабыв на минутку об АЛИСЕ, восторженно ревела на «ленях» и «никитах» и, похоже, совершенно не понимала, что песня адресована и им тоже. Что, они слышат об этом в первый раз? Неужели для них это просто хохма? Мысль Макаревича кажется предельно ясной и здравой: «Ну ладно, теперь мы можем понимать в свое удовольствие одиозные фигуры прошлого. А дальше-то что?» Обидно, что вопрос повис в пустоте.

АЛИСА продемонстрировала красочное, добротно срежиссированное шоу, программа включала и хиты прошлых лет («Атеист»), и новые номера, видимо, входящие в третий магнитоальбом группы «206 Часть 2-я». Московские поклонники Кинчева, имевшие возможность «отработать взаимодействие» во время предварительных концертов АЛИСЫ на той же площадке, восторженно реагировали на все происходившее на сцене — был момент, когда сотня глоток скандировала вслед за Кинчевым «А-э-ро-би-ка!». Великолепно! Костя с блеском доказал, что может заставить своих почитателей орать все, что ему будет угодно...

Возглавляемая экс-алисовцем Славой Задерием группа НАТЕ пала жертвой составителей программы концерта. Выпускать сразу после АЛИСЫ визуально и музыкально аналогичную группу, к тому же менее известную, — значило обречь ее на вялую реакцию уставшего зала. Не слишком подходящим к случаю был выбор репертуара, включавший вещи (типа «Кошки») из «любовно-сексуального» цикла.

Неожиданным не только для зрителей, но, похоже, и для организаторов концерта было появление на сцене солиста АУКЦИОНА Олега Гаркуши, исполнившего нечто весьма эксцентричное под сопровождение рояля. Номер закончился пантомимой с серией эффектных падений на сцену и последующим «выносом тела» за ноги. Интересно, что часть зрителей не узнала известного рок-шоумена — финал пантомимы сопровождался криками «Отдайте Петю!» — Олега, очевидно, перепутали с так и не появившимся Петром Мамоновым.

Александр Градский однозначно воспринимался «папой» советских рокеров, но «дети» в партере вели себя непочтительно, хотя язвительные и в то же время достаточно серьезные «Автобиография» и «Песня Членов Геологоразведочной Партии» были неожиданны для автора теперь уже былинного «Синего Леса», вокальных сюит на стихи Саши Черного, Поля Элюара и др.

Эмоциональным пиком концерта стало выступление ДДТ — их по-прежнему знают и любят. Шевчук пел в основном «программные» вещи группы — начал с «Церкви Без крестов», затем последовали «Предчувствие Гражданской Войны» и «Революция», сопровождавшаяся всеобщим хоровым пением. Во время выступления ДДТ мы несколько раз невольно отвлекались от музыки — взаимоотношения с блюстителями порядка накалились до предела.

 

 

Комментарі