Tracklist
- Ucidel Frumos
- Hardcore Moldovenesc
- Весело Живем
- Птица
- Zdubii Bateti Tare
- Nunta Extremala
- Maria Blues
- Draga Otee
- Музыка
- Табара Ноастра
- Цыган и НЛО
- Буна Деминяца
- Дойна Хайдукулуй
- Haitura / Коляда Featuring – Иван Купала
- Хард-Хора Молдовенеск II (Тяжелая Модавская Хора)
- Ты Меня Оставила (Cartoon Mix By DJ Ram)
Reviews
Стараниями музыковедов-леваков в мозги публики вколачивается нехитрая мысль: нынешнее состояние Zdob Si Zdub — реакция шоу-бизнеса на бездрайвовую манерность рокапопса, продукт сгибания драйвового коллектива под радиоформат... и попытка искусственным образом создать устойчивый гибрид Игги Попа с Гораном Бреговичем. Интересное рассуждение, в котором однако, анализ доминирует над синтезом. Если бы действительно речь шла о устойчивом, пускай даже и искусственном, гибриде хард-кора с романтикой — игра бы действительно стоила свеч. Иной винигрет хорош именно своей ядреностью: вспомните хотя бы каких-нибудь забубенных Skindred. Проблема в том, что группа, в полном соответствии с заветом Джеймса Бонда, эти ингридиенты взбалтывает, но не размешивает. Это не обязательно плохо, ибо в такие моменты Здобы начинают отклоняться в совсем уж неожиданные стороны, что хорошо демонстрирует данное коллекционное издание.
Первый альбом «Hardcore Moldovensc» (1997) был еще вполне себе экстремальным релизом, хотя в наиболее ударных треках вроде «Zdubii Batety Tare» элементы народных плясовых уже прослеживалось. На Tobara Noastra (1999) парадоксальным образом происходят как синтез хардкора и фолка в равных пропорциях, так и расслоение оных на фракции — и если высокоградусная рок-наливка «Nunta Extremala» способна свалить с ног даже возросших на мексикансом самогоне чуваков из Molotov, то медляки «Draga Otee» и «Maria Blues» звучат совершенно в духе старых молдавских ВИА вроде Оризонт или Контемпоранул, и хороши всем, кроме забоя, которого тут почти нет. Да, на «Maria Blues» гитарист старается вовсю, но в том же Контемпоранул молодой Валерий Гаина порой откалывал номера и поядреней. Зато здесь есть внятные истории вроде «Цыган и НЛО» с прекрасными цитатами из саундтрека «X-Files». Однако на альбоме есть и совершенно чудовищные идиотские рок-н-роллы вроде «Музыка», невесть зачем включенные группой в разряд суперхитов. Как ни странно, именно «Музыка» более всего напоминает работы вышеупомянутого Бреговича — правда, периода аляповатого харда группы Бьело Дугме, причем не лучшие. Да, это явно кризисный для группы период, но выкручиваются ребята с блеском.
На «Agroromantica» от хард-кора остаются лишь отдельные ошметки и клочки, а синтез оного с фолком и молдавской эстрадой происходит лишь на «Бунэ Диминяца». Да и то, если заменить звучащий здесь дисторшн на аккуратный старенький фуззи-квак — эстрада эстрадой (что в принципе отлично, если конечно помнить о том, что современная попса к эстрадным традициям никакого отношения не имеет). Роман Ягупов практически перестает рычать и вопить, у него прорезается вполне пристойный голос, интонации становятся все более лиро-эпическими, а обрамление (гармоничные хоры и аккуратная реверберация) — удивительно благородным. Наконец во время исторического джема с Иван Купала перед публикой на короткое время материализуется старая несбыточная мечта человека советской эпохи о некоем идеальном фольклорном ВИА, полностью свободном от совковых загрязнений.
Так что не стоит вносить Zdob Si Zdub в список жертв шоу-бизнеса. Пока что группа, пройдя огонь хардкора, воду фолка и медные трубы радиоформата, выскочила на давно непаханом по уму вокально-инструментальном поле. Если музыканты продолжат обрабатывать новоприобретенное поле с истинно роковым драйвом — их звезда закатится еще не скоро.
© Дмитрий Бебенин